История храма
Казацкая слобода Старого Оскола – один из старинных районов города. В XVI веке для защиты границ государства строились острожки – сторожевые станицы. Оскол был порубежной крепостью, и служба считалась ответственным делом, поэтому поручалась храбрым людям – казакам. Спектр их воинских обязанностей был широк: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передача срочных сообщений, сопровождение важных грузов. Воеводы наделяли служилых землей и жалованием. Дворы казаков были устроены «на посаде в большом остроге», в северо-западном подгорном участке города. Они постепенно заселяли места вверх по течению реки Осколец, на правом, и частично, левом берегах. Слобода существует более 400 лет, название превратилось в топоним и до сих пор не вышло из употребления.
Вознесенский храм расположен на холме. Закладка происходила в 1870 г. главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым. Храм трехпрестольный: главный престол – в честь Вознесения Господня и два придельных алтаря: правый - в честь Архангела Михаила; левый – во имя великомученика и целителя Пантелеимона. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства, храм был освящен 1 мая 1882 г. О первом настоятеле сведения немногочисленны. Не сохранилось его имя, но известно, что к 1887 г. уже 11 лет служил приходским священником.
С 14 июля 1889 г. настоятелем состоял священник Феодор Мильский. При нем организованы: библиотека, 2 земских мужская и женская школы. В начале ХХ века нес послушание настоятеля священник Феодор Косминский. В это время в слободе открылась церковно-приходская школа, начальное обучение в которой могли получить дети из крестьянских семей. (Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор - в нем находилась школа №10). Псаломщиком при храме числился Феодор Чекрыгин.
С 1903 г. обязанности дьякона исполнял Андрей Федоровский. В 1905 г. он состоял учителем местной церковно-приходской школы. 7 декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника и назначен в Вознесенскую церковь. Курским Епархиальным управлением 30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан он утвержден штатным священником. К началу 1930-х годов от подрыва христианского уклада жизни советская власть перешла к яростному уничтожению православной веры в народе и самих храмов. После запрета звонить в колокола последовало их изъятие. Местные жители вспоминают, как во время коллективизации в 1929-1930 гг. сбрасывали колокола. Набатный колокол упал на паперть и разбил ступени крыльца.
В 1938 г., в связи с арестом отца Андрея Федоровского, церковь считалась бездействующей. Здание властью использовалось под ссыпку зерна. Заявления группы верующих о неправомочных действиях со стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11 октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил: «Обязать управляющего конторой «Заготзерно» в месячный срок освободить здание церкви, и предоставить её верующим».
В справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же с/совета на сентябрь 1940 года является бездействующей. В Государственном архиве Курской области найдено заявление ктитора Вознесенского храма Константиновой П.Н. с просьбой о разрешении регистрации священника. Исполком Райсовета 23 ноября 1940 г. отписал, что ктитору Константиновой П.Н. разъяснено о нецелесообразности регистрации Андрея Федоровского служителем культа «как злостного неплательщика» и предложено ей подыскать другого священника, который будет зарегистрирован. Решился ли этот вопрос положительно для прихожан неизвестно, в связи с отсутствием документов.
С 03 июля 1942 г. по 05 февраля 1943 г. Старооскольский край находился в зоне немецко-фашистской оккупации. Немалая роль в планах захватчиков отводилась вопросу возрождения религиозной жизни, как важной части общей колонизации занятых земель. Для возрождения храмов и совершения служб создавались благоприятные условия. При этом немцы не оказывали помощи, и храмы существовали исключительно на добровольные пожертвования верующих. В июле 1942 г. группа прихожан обратилась к священнику Александру Иваницкому с просьбой принять обязанности настоятеля. С этого времени в Вознесенском храме стали совершаться регулярные службы. Псаломщиком числился Есипов Константин, а позже, с 27 сентября 1945 г., он был зарегистрирован уже в качестве священника Вознесенской церкви.
С установлением «нового порядка» в пригородных слободах под открытым небом появились лагеря для военнопленных. Был такой лагерь и у стен храма слободы Казацкой, а ее жители стали свидетелями зверств, которые совершались оккупантами в самом здании. В 1944 г. религиозная община Вознесенского храма проходит регистрацию. Церковная жизнь оживает и храм возрождается. В начале 1950-х годов отремонтирована крыша и деревянные полы, прошпаклеваны стены и потолки, выложена печь. Под куполом появилась люстра, в алтаре - семисвечник, хоругви. На окнах были восстановлены решетки. Снова зазвучал колокольный звон, разливавшийся на всю округу. Приходская жизнь потекла своим чередом.
В октябре 1960 г. советской властью предпринята очередная попытка закрыть церковь в Казацкой слободе. Из жалобы Церковного совета на закрытие храма, хранящейся в архиве г. Курска: «…Вознесенская церковь, служила без перерыва, никогда никому не передавалась, только перед войной, в 1941 г., Церковный совет по просьбе администрации Старооскольской конторы «Заготзерно» предоставил половину здания церкви под ссыпку, временно, ввиду недостатка помещения у «Заготзерно», а во второй половине здания продолжалась служба». И все же, религиозная община с регистрационного учета снята 10 ноября 1961 г. Здание церкви было предписано переоборудовать под мастерские политехнического обучения.
Планам не суждено было сбыться. Местные жители вспоминали, чтобы снять крест с центрального купола зацепили его тросом и тянули трактором. Сорвать не удалось, только погнули. Остальные святыни сожгли на колхозном дворе, а в церкви некоторое время находился товарный склад. После его ликвидации здание оказалось бесхозным, подверглось разграблению, а потом и разрушению. Около тридцати лет храм стоял в запустении. В 1987 г. городская «общественность» приняла решение реставрировать «памятник архитектуры» и открыть в нем музей этнографии. Из письма Старооскольского Совета народных депутатов: «средства на реставрацию данного памятника уже поступают от старооскольцев – атеистов на счет «Память» в отделении Жилсоцбанка». Однако, депутатами было принято решение «храм оставить храмом». И по милости Божией, благодаря ходатайству архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в 1988 г. церковь открыли и передали в ведение религиозной общины.
Храм находился в плачевном состоянии. Полы, окна, крыша были разрушены. И, тем не менее, начались богослужения и работы по восстановлению. Вместо утраченных кованных декоративных решеток ограды, расхищенных в 1970-е гг., установлены новые. Выполнены резной деревянный иконостас и роспись стен.
29 августа 1988 г. на разбитой паперти прошло первое богослужение, его возглавил владыка Ювеналий (Тарасов), а спустя месяц, 28 сентября храм был освящен. Восстановительные работы шли в течение 14 лет. В 2011 году установлены новые купола, где центральный и четыре маленьких - отливают синевой. А купол на колокольне сияет золотом. В настоящее время храм полностью восстановлен.