История храма
Казацкая слобода Старого Оскола – один из старинных районов
города. В XVI веке для защиты границ государства строились
острожки – сторожевые станицы. Оскол был порубежной крепостью, и
служба считалась ответственным делом, поэтому поручалась храбрым
людям – казакам. Спектр их воинских обязанностей был широк:
станичная, сторожевая, посольская, караульная, передача срочных
сообщений, сопровождение важных грузов. Воеводы наделяли служилых
землей и жалованием. Дворы казаков были устроены «на посаде в
большом остроге», в северо-западном подгорном участке города. Они
постепенно заселяли места вверх по течению реки Осколец, на
правом, и частично, левом берегах. Слобода существует более 400
лет, название превратилось в топоним и до сих пор не вышло из
употребления.
![](./accets/img/history/1.png)
![](./accets/img/history/2.png)
Вознесенский храм расположен на холме. Закладка происходила в 1870
г. главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым.
Храм трехпрестольный: главный престол – в честь Вознесения
Господня и два придельных алтаря: правый - в честь Архангела
Михаила; левый – во имя великомученика и целителя Пантелеимона.
После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства,
храм был освящен 1 мая 1882 г. О первом настоятеле сведения
немногочисленны. Не сохранилось его имя, но известно, что к 1887
г. уже 11 лет служил приходским священником.
С 14 июля 1889 г. настоятелем состоял священник Феодор Мильский.
При нем организованы: библиотека, 2 земских мужская и женская
школы. В начале ХХ века нес послушание настоятеля священник Феодор
Косминский. В это время в слободе открылась церковно-приходская
школа, начальное обучение в которой могли получить дети из
крестьянских семей. (Здание церковно-приходской школы сохранилось
до сих пор - в нем находилась школа №10). Псаломщиком при храме
числился Феодор Чекрыгин.
![](./accets/img/history/3.png)
![](./accets/img/history/4.png)
С 1903 г. обязанности дьякона исполнял Андрей Федоровский. В 1905
г. он состоял учителем местной церковно-приходской школы. 7
декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника и
назначен в Вознесенскую церковь. Курским Епархиальным управлением
30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан он утвержден
штатным священником. К началу 1930-х годов от подрыва
христианского уклада жизни советская власть перешла к яростному
уничтожению православной веры в народе и самих храмов. После
запрета звонить в колокола последовало их изъятие. Местные жители
вспоминают, как во время коллективизации в 1929-1930 гг.
сбрасывали колокола. Набатный колокол упал на паперть и разбил
ступени крыльца.
В 1938 г., в связи с арестом отца Андрея Федоровского, церковь
считалась бездействующей. Здание властью использовалось под ссыпку
зерна. Заявления группы верующих о неправомочных действиях со
стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11
октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил:
«Обязать управляющего конторой «Заготзерно» в месячный срок
освободить здание церкви, и предоставить её верующим».
![](./accets/img/history/5.png)
![](./accets/img/history/6.png)
В справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по
районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же
с/совета на сентябрь 1940 года является бездействующей. В
Государственном архиве Курской области найдено заявление ктитора
Вознесенского храма Константиновой П.Н. с просьбой о разрешении
регистрации священника. Исполком Райсовета 23 ноября 1940 г.
отписал, что ктитору Константиновой П.Н. разъяснено о
нецелесообразности регистрации Андрея Федоровского служителем
культа «как злостного неплательщика» и предложено ей подыскать
другого священника, который будет зарегистрирован. Решился ли этот
вопрос положительно для прихожан неизвестно, в связи с отсутствием
документов.
С 03 июля 1942 г. по 05 февраля 1943 г. Старооскольский край
находился в зоне немецко-фашистской оккупации. Немалая роль в
планах захватчиков отводилась вопросу возрождения религиозной
жизни, как важной части общей колонизации занятых земель. Для
возрождения храмов и совершения служб создавались благоприятные
условия. При этом немцы не оказывали помощи, и храмы существовали
исключительно на добровольные пожертвования верующих. В июле 1942
г. группа прихожан обратилась к священнику Александру Иваницкому с
просьбой принять обязанности настоятеля. С этого времени в
Вознесенском храме стали совершаться регулярные службы.
Псаломщиком числился Есипов Константин, а позже, с 27 сентября
1945 г., он был зарегистрирован уже в качестве священника
Вознесенской церкви.
![](./accets/img/history/7.png)
![](./accets/img/history/8.png)
С установлением «нового порядка» в пригородных слободах под
открытым небом появились лагеря для военнопленных. Был такой
лагерь и у стен храма слободы Казацкой, а ее жители стали
свидетелями зверств, которые совершались оккупантами в самом
здании. В 1944 г. религиозная община Вознесенского храма проходит
регистрацию. Церковная жизнь оживает и храм возрождается. В начале
1950-х годов отремонтирована крыша и деревянные полы,
прошпаклеваны стены и потолки, выложена печь. Под куполом
появилась люстра, в алтаре - семисвечник, хоругви. На окнах были
восстановлены решетки. Снова зазвучал колокольный звон,
разливавшийся на всю округу. Приходская жизнь потекла своим
чередом.
В октябре 1960 г. советской властью предпринята очередная попытка
закрыть церковь в Казацкой слободе. Из жалобы Церковного совета на
закрытие храма, хранящейся в архиве г. Курска: «…Вознесенская
церковь, служила без перерыва, никогда никому не передавалась,
только перед войной, в 1941 г., Церковный совет по просьбе
администрации Старооскольской конторы «Заготзерно» предоставил
половину здания церкви под ссыпку, временно, ввиду недостатка
помещения у «Заготзерно», а во второй половине здания продолжалась
служба». И все же, религиозная община с регистрационного учета
снята 10 ноября 1961 г. Здание церкви было предписано
переоборудовать под мастерские политехнического обучения.
![](./accets/img/history/9.png)
![](./accets/img/history/10.png)
Планам не суждено было сбыться. Местные жители вспоминали, чтобы
снять крест с центрального купола зацепили его тросом и тянули
трактором. Сорвать не удалось, только погнули. Остальные святыни
сожгли на колхозном дворе, а в церкви некоторое время находился
товарный склад. После его ликвидации здание оказалось бесхозным,
подверглось разграблению, а потом и разрушению. Около тридцати лет
храм стоял в запустении. В 1987 г. городская «общественность»
приняла решение реставрировать «памятник архитектуры» и открыть в
нем музей этнографии. Из письма Старооскольского Совета народных
депутатов: «средства на реставрацию данного памятника уже
поступают от старооскольцев – атеистов на счет «Память» в
отделении Жилсоцбанка». Однако, депутатами было принято решение
«храм оставить храмом». И по милости Божией, благодаря ходатайству
архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в 1988
г. церковь открыли и передали в ведение религиозной общины.
Храм находился в плачевном состоянии. Полы, окна, крыша были
разрушены. И, тем не менее, начались богослужения и работы по
восстановлению. Вместо утраченных кованных декоративных решеток
ограды, расхищенных в 1970-е гг., установлены новые. Выполнены
резной деревянный иконостас и роспись стен.
![](./accets/img/history/11.png)
29 августа 1988 г. на разбитой паперти прошло первое богослужение,
его возглавил владыка Ювеналий (Тарасов), а спустя месяц, 28
сентября храм был освящен. Восстановительные работы шли в течение
14 лет. В 2011 году установлены новые купола, где центральный и
четыре маленьких - отливают синевой. А купол на колокольне сияет
золотом. В настоящее время храм полностью восстановлен.